На рассмотрение в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект закона № 291360-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения» (далее – «Проект»).

В случае принятия Проекта Банку России будут переданы полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Так Банку России планируется передать полномочия по рассмотрению, в том числе таких дел как:

— Нарушение законодательства об организованных торгах (ст. 14.24 КоАП РФ);

— Недобросовестная эмиссия ценных бумаг (ст. 15.17 КоАП РФ);

— Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг (ст. 15.22 КоАП РФ);

— Нарушение законодательства о микрофинансовой деятельности (ст. 15.26.1 КоАП РФ);

— Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 15.27 КоАП РФ);

— Нарушение требований законодательства Российской Федерации, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов… (ст. 15.29 КоАП РФ) и др. дела, рассмотрение которых ранее входило в компетенцию ФСФР.

От имени Банка России дела об административных правонарушениях рассматривать будут вправе:

— Председатель ЦБ РФ, его заместители, руководитель территориального учреждения ЦБ РФ, его заместители;

— руководители структурных подразделений ЦБ РФ, их заместители, реализующие функции Банка России в области надзора и контроля за некредитными финансовыми организациями;

— руководители территориальных подразделений  ЦБ РФ, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля за некредитными финансовыми организациями, их заместители.

При этом в ст. 2 Проекта указано, что Банк России будет выступать в качестве заинтересованного лица по следующим категориям дел:

— возбужденным должностными лицами ФСФС и его территориальных органов делам об административной ответственности;

— при оспаривании действий должностных лиц ФСФР и его территориальных органов;

— при оспаривании постановлений и решений ФСФР и его территориальных органов о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Положениями данной статьи также предполагается, что Банк России будет рассматривать административные дела, которые были возбуждены ФСРФ до вступления в силу данного Закона и по результатам рассмотрения которых не вынесены постановления.

Более того, постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами ФСФР и ее территориальными органами, в случае принятия данного Закона, смогут быть обжалованы в Банк России, в порядке установленным п. 3 части 1 ст. 30.1 КоАП РФ.

Проектом также предусмотрено, что со дня вступления в силу данного Закона, в случае его принятия, Банк России будет уполномочен возбуждать дела об административных правонарушениях связанных с неуплатой в срок административных штрафов, назначенных по делам об административных правонарушениях, возбужденных ФСФР или ее территориальными органами.

Очевидно, что  изменения вносимые данным Проектом проводятся в рамках реформирования системы регулирования и надзора за финансовыми рынками. Так 10.07.2013 г. Советом Федерации был одобрен Проект Федерального закона №249469-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» (далее – «Проект №249469-6»)  в рамках которого Банку России передаются полномочия ФСФР по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.

Как указывалось в Пояснительной записке к Проекту №249469-6, «… закрепление функций по регулированию и надзору за участниками всех секторов финансового рынка за одним регулирующим органом будет способствовать повышению стабильности на финансовом рынке…».

Назад