Пленумом Высшего Арбитражного суда в Постановлении от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с  достоверностью адреса юридического лица» (далее – «Постановление №61») даны разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике, связанным с достоверностью адресов юридических лиц указанных ими в ЕГРЮЛ.

Так Пленум ВАС РФ в п.1 Постановления №61 разъяснил, что адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица отражается в ЕГРЮЛ в целях осуществления связи с юридическим лицом. Таким образом, в случае указания недостоверного адреса, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений поступивших по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

Между тем, данная позиция придерживалась арбитражными судами и ранее, и данное разъяснение лишь обобщило имеющуюся арбитражную практику (Постановление ФАС Поволжского округа от 30.05.2013 г. по делу № А57-12826/2012, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.02.2012 г. по делу № А28-3124/2011, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.03.2010 г. по делу № А19-10311/09, Постановление ФАС Поволжского округа от 27.12.2010 г. по делу № А06-4057/2010).

Пленум ВАС также обратил внимание, что Федеральным законом от 28.06.2013 №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее – «Закон №134-ФЗ») расширен перечень оснований для отказа в государственной регистрации, закрепленный п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – «Закон №129-ФЗ»).

Так с введением в действие Закона №134-ФЗ допускается отказ регистрирующего органа в государственной регистрации, при наличии у него подтвержденной информации о недостоверности сведений о юридическом адресе, содержащихся в представленных лицом в регистрирующий орган документах (пп. р) п. 1 ст. 23 Закона №129-ФЗ). Т.е, если у регистрирующего органа имеется информация о том, что юридический адрес, в документах, поданных на государственную регистрацию, был указан юридическим лицом без намерения использовать его для осуществления связи с ним, он вправе отказать в государственной регистрации.

В связи с данными изменениями Пленум ВАС РФ в п. 2 Постановления №61 приводит перечень признаков, которые могут свидетельствовать о недостоверности указанных сведений.

Так к данным признакам Пленум ВАС РФ относит наличие у регистрирующего органа информации, в том числе,  о том, что:

— адрес, указанный в документах, представленных для государственной регистрации, является адресом массовой регистрации юридических лиц, в отношении которых имеются сведения о том, что связь с ними по данному адресу невозможна;

— имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости о том, что он не разрешает использовать по адрес для регистрации юридических лиц и др.

При этом, недостоверными считаются сведения, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в п. 2 Постановления №61 (абз. 8 п. 2 Постановления №61).

Таким образом, законодатель пытается минимизировать возможность использования юридическими лицами «фиктивных» адресов, при этом, напрямую не запрещая юридическим лицам находиться по иным адресам, чем указано в их учредительных документах.

Назад