В соответствии с пп. 15. п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, проводимые в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (далее – «Закон №73-ФЗ»), включающих в себя, в том числе, противоаварийные работы.

Соответственно, проведение противоаварийных работ на объекте культурного наследия (выявленном объекте культурного наследия) освобождается от обложения НДС.

При этом для применения данной льготы должны быть соблюдены следующие условия:

1) Налогоплательщиком в налоговый орган должны быть представлены следующие документы (абз. 2 пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ):

— справка об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Законом № 73-ФЗ;

— копия Договора на выполнение противоаварийных работ на выявленном объекте культурного наследия.

2) Налогоплательщик должен иметь лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Так, согласно п. 6 ст. 149 НК РФ, перечисленные в ст. 149 НК РФ операции не подлежат налогообложению только при наличии у налогоплательщика, осуществляющего эти операции, соответствующей лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 48 ст. 12 Федерального закона 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ подлежит лицензированию.

Согласно ст. 45 Закона № 73-ФЗ, к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление  любых видов деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 40 Закона №73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия – это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

 Согласно разъяснениям Минкультуры России противоаварийные работы, состоящие из мероприятий, обеспечивающих физическую сохранность памятника, являются одним из видов консервации (Письмо Минкультуры России от 27.05.2014 г. № 106-01-39/12-ГП «Разъяснение о ремонтных и противоаварийных работах»).

Соответственно, противоаварийные работы на объектах культурного наследия и выявленных объектах культурного наследия относятся к работам по сохранению объекта культурного наследия и могут осуществляться только лицами, имеющими соответствующую лицензию.

Таким образом, налогоплательщик вправе применить освобождение к выполняемым им противоаварийным работам на объекте культурного наследия только при наличии действующей лицензии на указанный вид работ.

Следует отметить, что за неправомерное применение льготы, и тем самым уменьшение налогооблагаемой базы, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности на основании ст. 122 НК РФ, в соответствии с которой, неуплата и неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, а совершение данного деяния умышленно, влечет взыскание штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.05.2013 по делу N А69-15/2012, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.01.2014 по делу N А33-19510/2012).

 Кроме того, за осуществление работ без соответствующей Лицензии, налогоплательщик может быть привлечен:

к административной ответственности предусмотренной п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в соответствии с которым за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно, предусмотрена ответственность в виде административного штрафа от 4 000 до 5 000 рублей на должностных лиц, и от 40 000 до 50 000 тысяч рублей на юридических лиц;

к уголовной ответственности на основании ст. 171 УК РФ, в соответствии с которой осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (более 1 500 000 руб.), наказывается штрафом в размере до 300 000 рублей.

Назад