21.11.2013 г. на рассмотрение в Государственную Думу РФ был внесен Проект Федерального конституционного закона № 390470-6 «О Верховном Суде РФ» (далее – «Законопроект»), на основании которого предлагается объединить ВС РФ и ВАС РФ.

В Пояснительной записке к Законопроекту указано, что к полномочиям Верховного суда РФ дополнительно будет отнесено рассмотрение судебных дел по разрешению экономических споров, которые ранее были подсудны Высшему Арбитражному суду.

Данное объединение планируется в рамках внесения изменений в ст. 126 Конституции РФ (Проект Закона РФ «О поправке к Конституции РФ «о Верховном суде РФ и прокуратуре РФ» № 352924-6, одобренный в третьем чтении, 23.11.2013г. поступил на рассмотрение в Совет Федерации РФ), в соответствии с новой редакцией которой Верховный суд РФ является высшим судебным органом не только по гражданским, уголовным, административным делам, но и делам по разрешению экономических споров.

Законопроектом, в частности, предлагаются следующие нововведения:

  1. Создание Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ.
  2. Внесение изменений  в состав Верховного суда РФ, в частности:
    • Создание Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного суда РФ вместо Военной коллегии Верховного суда РФ;
    • Создание Дисциплинарной коллегии Верховного суда РФ в качестве судебной коллегии Верховного суда РФ, состав которой будет избираться Пленумом Верховного суда РФ из числа судей Верховного суда РФ вместо Дисциплинарного судебного присутствия, в состав которого избирались судьи Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.
  3. Впервые будет определена общая численность судей Верховного суда РФ – 170 судей.
  4. Внесение изменений в компетенцию Пленума Верховного суда РФ. Так к компетенции Пленума Верховного суда РФ будут отнесены полномочия по:
    • утверждению составов судебных коллегий Верховного суда РФ;
    • переводу судей из одной коллегии в другую;
    • избрание судей Апелляционной коллегии Верховного суда РФ из числа судей судебных коллегий Верховного суда РФ;
    • утверждение, по представлению председателей соответствующих судов, состава президиумов верховных судов республик, президиумов иных судов общей юрисдикции соответствующего уровня, президиумов арбитражных судов.
  5. Местом постоянного пребывания Верховного суда РФ станет г. Санкт-Петербург, однако в г. Москве предлагается создание его представительства.

В случае принятия Законопроекта, Федеральный закон «О Верховном Суде РФ» вступит в силу через шесть месяцев после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «о Верховном суде РФ и прокуратуре РФ».

Согласно официальной позиции главы государства, данные изменения  «…позволят обеспечить единство подходов при отправлении правосудия в отношении граждан и юридических лиц, исключить возможность отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела, установить общие правила организации судопроизводства и добиться единообразия в судебной практике…».

Однако в юридическом сообществе данная позиция вызывала бурную дискуссию.

Так противники данного объединения обращают внимание на различия в правовом регулировании правоотношений, участниками которых выступают либо физические, либо юридические лица. А также на принципиальные различия и особенности порядка пересмотра дел в гражданском и арбитражном процессе. Кроме того, юридическое сообщество волнует также вопрос о судьбе выработанной ВАС РФ практики за период его существования.

Таким образом, реформирование судебной системы путем объединения ВАС РФ и ВС РФ в юридическом сообществе вызывают серьезные опасения о возможности ее адекватного функционирования при отсутствии разумной теоретической проработки.

Назад