Порядок взимания экологического сбора, в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора, определены Правилами взимания экологического сбора, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 (далее – «Правила № 1073»).

Согласно п. 25 Правил № 1073 в случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора в установленные сроки территориальный орган Росприроднадзора направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности.

В случае если в течение 30 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не оплатил указанную задолженность в добровольном порядке, территориальный орган Росприроднадзора вправе взыскать задолженность в судебном порядке.

В Письме Росприроднадзора от 11.07.2018 № АА-10-02-36/14300 «О разъяснении требований законодательства в области обращения с отходами» также разъясняется, что территориальным органам Росприроднадзора необходимо направлять требования о предоставлении Декларации и Отчетности, а также требования о добровольном погашении задолженности по уплате экологического сбора, а также принимать меры по взысканию задолженности по уплате экологического сбора в судебном порядке.

Таким образом, в случае неуплаты экологического сбора не исключены проверки территориальных органов Росприроднадзора  деятельности Компании – производителя товара в части представления отчетности и уплаты экологических сборов и предъявление требований о взыскании задолженности за последние три года в судебном порядке.

Что касается санкций за неуплату экологического сбора, то  до 17.06.2019 г. особенная часть КоАП РФ не содержала специального состава, предусматривающего административную ответственность за неуплату в установленные сроки экологического сбора по каждой группе товаров, упаковке товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (Письмо Росприроднадзора от 09.01.2018 N АС-10-02-36/156).

Однако за непредставление сведений могла наступить ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации» либо по ст. 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)», санкции по которым достигали штрафа до 80 000 рублей.

С 17.06.2019 г. Федеральным законом от 17.06.2019 № 141-ФЗ введена административная ответственность:

  • за неуплату в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, санкции по которым в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 500 000 рублей (ст. 8.41.1. КоАП РФ)
  • за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год (ст. 8.5.1. КоАП РФ), предусматривающая ответственность в форме наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от 70 000 до 150 000 рублей.

В соответствии со ст. 2  Закона № 141-ФЗ данный документ вступил в силу со дня официального опубликования — 17.06.2019. В  то же время специальных правил относительно применения ст. 8.41.1. КоАП РФ с ретроспективным подходом распространения на предыдущие отчетные периоды Закон № 141-ФЗ не содержит.

Как следует из общих положений ст. 1.7. КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. При этом Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

По нашему мнению, руководствуясь общими положениями КоАП РФ о действии законодательства об административных правонарушениях во времени, административная ответственность на основании ст. 8.41.1. КоАП РФ может наступить у Компании за следующий отчетный период 2019 г., т.к. в текущем периоде на момент исполнения обязанности по уплате экологических сборов за 2018 г. – 15 апреля 2019 г., данная норма КоАП не вступила в действие.

Кроме того, указанное правонарушение не относится к категории длящихся, т.к. обязанность по уплате экологического сбора должна быть исполнена к определенному сроку.

В соответствии с положениями  Постановления  Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к административной ответственности за не длящееся правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Назад