В настоящем кейсе мы рассмотрели ситуацию, в которой Компания участвовала в качестве Исполнителя в цепочке контрагентов в рамках Госконтракта  на  основании положений Федерального закона от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – «Закон №275-ФЗ») и в полном объеме выполнила свои обязательства перед Подрядчиком, что подтверждается подписанным двухсторонним Актом о  выполнении работ в 2016 г. С 2017 г.   на специальном счете Компании в рамках исполнения Контракта числятся денежные средства в размере более 200 миллионов рублей. Обязательства головного Исполнителя перед Госзаказчиком в настоящее время не закрыты.

В соответствии с положениями подп.3 п.3 ст. 8 ст. 8 Закона №275-ФЗ презюмируется запрет действий (бездействий) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в том числе действия (бездействие), направленные на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа. При этом не конкретизированы цели, которые могут быть квалифицированы как не связанные с выполнением гособоронзаказа.

В Письме  ФАС России от 30.11.2015 г. № МО/67749/15 «Разъяснение ФАС РФ по применению законодательства в сфере ГОЗ» отмечается, что квалификация нарушения п. 3 ч. 3 ст. 8 Закона №275-ФЗ в действиях головного исполнителя, исполнителя по использованию полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением гособоронзаказа, требует установления факта наступления в результате таких действий последствий в виде необоснованного завышения цены на продукцию по ГОЗ, неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного контракта.

Очевидно, что в рассматриваемой ситуации намерение Компании заключается не в уклонении от надлежащего исполнения Госконтракта, перечислении денежных средств со спецсчета на счета третьих лиц, т.к. на данный момент все обязательства Компании как Соисполнителя выполнены в полном объеме, а направлено на выполнение бюджетных обязательств. Кроме того, исходя из положений пп. а ч.1 ст. 8.3. Закона №275-ФЗ режим использования специального счета предполагает возможность уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ, установленных законодательством РФ.

Ст. 8.4. Закона № 275-ФЗ установлен закрытый перечень операций, совершение которых по отдельному счету не допускается. Уплата налога на прибыль в указанном перечне отсутствует.  К указанным выводам о возможности уплаты налога на прибыль со спецсчета в рамках Закона № 275-ФЗ  пришел Восемнадцатый Арбитражный Апелляционный Суд (Постановление от 03.10.2017 г.№18АП-11132/2017), что также подтверждается позицией Минфина РФ (Письмо Минфина России от 14.03.2019 г. № 03-07-08/16743).

Кроме того, по спецсчету счету допускается исполнение исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств в доход РФ (п. «в» п. 9 ст. 8.4 Закона №275-ФЗ). Нормами Закона №275-ФЗ не установлено ограничений в отношении возможности списания с являющегося одним из видов банковских счетов отдельного счета денежных средств в счет уплаты страховых взносов и пеней на основании решений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках во внесудебном порядке путем направления в банк инкассовых поручений. О чем свидетельствует имеющаяся судебная практика  (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2016 по делу № А66-7462/2016, оставленное без изменения Постановлением АС СЗО от 20.04.2017 № Ф07-3080/2017 по делу N А66-7462/2016, Постановление АС ЦО от 13.04.2017 № Ф10-901/2017 по делу № А64-3633/2016).

В связи с чем, по нашему мнению, у Компании отсутствуют жёсткие ограничения для использования средств со специального счета для исполнения бюджетных обязательств в добровольном порядке при отсутствии признаков платежей как не связанных с выполнением гособоронзаказа исходя из комплексного толкования норм Закона № 275-ФЗ. В пользу  данной позиции также может быть приведена ранее упомянутая практика по списанию денежных средств со спецсчетов в погашение задолженности во внесудебном порядке налоговыми органами и Фондами, т.е. обязательства перед бюджетом как текущие, так и не погашенные в установленный срок (недоимка), квалифицируются на практике как допустимые к исполнению за счет средств со спецсчетов. Однако, не исключены риски, связанные с расширительным толкованием подп. 3 п. 3 ст.8 Закона № 275-ФЗ в части квалификации полученных по государственному контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа.

Назад