09.04.2013г. на сайте Минэкономразвития РФ был размещен Проект федерального закона №Д23вн-455 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора» (далее – «Проект»).

Согласно Пояснительной записке к Проекту, «…в целях совершенствования государственного земельного надзора, Проектом предусматривается внесение комплексных изменений в ЗК РФ, КоАП РФ, а также в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» …» (далее – «Закон № 294-ФЗ»).

Так ст. 1 Проекта предлагается внести изменения в ст. 71 ЗК РФ «Государственный земельный надзор», в частности, в данной статье планируется закрепить возможность осуществлять государственные проверки непосредственно земельных участков, помимо установленных действующей редакцией ЗК РФ проверок в отношении лиц, пользующихся соответствующими земельными участками, указанных в ст. 71 ЗК РФ.

Ст.1 Проекта предусматривает проведение как плановых, так и внеплановых проверок, при этом плановые проверки не смогут проводиться чаще одного раза в три года.

Наблюдение за соблюдением требований земельного законодательства планируется осуществлять с помощью  «обследования земельного участка», под которым, согласно положениям ст. 1 Проекта, понимается анализ исполнения требований земельного законодательства на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах и общедоступных информационных ресурсах, а также информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование земли, аэрофтосъемка и т.д.).

Таким образом, в случае принятия Проекта, будет возможно осуществление государственного земельного надзора сразу в отношении как лиц, осуществляющих пользование соответствующим земельным участком так и самих земельных участков.

При этом, Проектом предлагается упразднить такую процедуру как «Производственный земельный контроль», предусмотренную ст. 73 ЗК РФ.

В Пояснительной записке к Проекту указано, что данная мера «…приведет к снижению административных барьеров …».

Ст. 2 Проекта предлагается внести изменения в ряд статей КоАП. Так предлагается установить размер административного штрафа за правонарушения, предусмотренные ст. 7.1 «Самовольное занятие земельного участка», ст. 8.8 «Использование земельных участков не по целевому назначению», в процентах от кадастровой стоимости соответствующих земельных участков.

Как указано в Пояснительной записке к Проекту «…данные изменения обусловлены тем, что в настоящее время при определении размера административного штрафа за отдельные правонарушения в сфере земельных отношений не учитываются индивидуальные характеристики конкретного земельного участка, ставшего предметом посягательства (категория земель, вид разрешенного использования, площадь). Отсутствие дифференциации наказания в зависимости от характеристик земельного участка, ставшего предметом посягательства, приводит к несоразмерности наказания, в результате чего санкция за правонарушения в ряде случаев не может выполнять функцию стимулирования правомерного поведения…».

Проект, предложив дополнить ст. 7.1 КоАП РФ п. 2., разграничил также составы таких правонарушений  как «Самовольное занятие земельного участка» и «Самовольное занятие земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо самовольное занятие лесного участка», установив за последнее повышенный размер административных штрафов, тем самым дифференцировав размер штрафа в зависимости от категории земель.

Также в ст. 8.8 КоАП РФ Проектом предлагается разграничить такие составы как «Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием» и «Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства».

Также предлагается ввести новую ст. 8.8.1 устанавливающую штрафы в повышенном размере за «Использование не по целевому назначению земельных участков предназначенных для сельскохозяйственного производства».

Ст. 3 Проекта предлагается дополнить перечень видов государственного контроля, установленного п. 4 ст. 1 Закона 294-ФЗ, п. 27 – «государственный земельный надзор».

Как указано в Пояснительной записке к Проекту «…принятие законопроекта позволит не только увеличить размер административных штрафов за правонарушения, а также совершенствовать порядок осуществления и составы административных правонарушений в сфере земельных отношений, но и позволит повысить эффективность управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц, что приведет к снижению количества нарушений земельного законодательства, интенсификации использования земельных участков, повышению инвестиционной привлекательности не только рынка недвижимости, но и всей Российской Федерации…».

В настоящий момент Проект в Государственную Думу Российской Федерации не внесен.

Назад